адрес: г. Краснодар, ул. Путевая, 43
телефон: +7 (988) 380-31-99

Установка производства битума из мазута МБУ-5

Описание кстановки МБУ-5

Установка МБУ-5 предназначена для получения окисленных битумов различных марок из мазута. В установке МБУ-5, по производству дорожного или строительного битума реализована технология получения продукта из мазута или, гудрона путём окисления кислородом воздуха в проточном реакторе и аппаратах колонного типа. Установка может использоваться в составе МИНИ НПЗ с привязкой к другим установкам (первичной переработки нефти) или как самостоятельное производство.

 Установка МБУ-5  Установка МБУ-5

Нагрев сырья осуществляется рекуперативным теплообменном в теплообменниках и автоматизированными нагревателем углеводородов АНУ-1.5.

Получение битума из мазута происходит через промежуточную стадию получения гудрона из мазута на вакуумном блоке. В вакуумном блоке из мазута выделяется вакуумный газойль и получается гудрон, который направляется на окисление.

Оборудование (теплообменные аппараты, окислительные емкости, насосы) размещается под и на технологической этажерке, состоящей из 3-х уровней. Технологическая этажерка по правилам и нормам ПБ проектируется как железобетонная конструкция.

Перерабатываемое сырье:

  • мазут низко парафинистый,
  • гудрон.

Получаемые продукты:

  • Битум (дорожный БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, строительный БН 90/10, БН 70/30, кровельный БНК 40/180, БНК 45/190, БНК 90/30).
  • Вакуумный газойль (фракция 360-450).
  • Черный соляр (фракция нк-360).

Габаритные размеры установки МБУ-5

Установка состоит из 2-х основных блоков: блок рекуперации- окисления и блок нагрева сырья. Разделение блоков обуславливается противопожарными требованиями. Расстояние между блоками должно быть не менее 15м.

Блок рекуперации-окисления, представляющий собой трехэтажную технологическую этажерку на которой расположены теплообменное оборудование, , реактор окисления, окислительные емкости, вакуумный блок, насосное оборудование.

  • Ширина — 12 м,
  • Длина — 16 м,
  • Высота колон с фундаментом — до 14 м.

Блок нагрева сырья состоит из печи АНУ -1.5

Габаритные размеры площадки под печью АНУ-1.5.

  • Ширина — 4 м.
  • Длина — 8 м.
  • Высота дымовой трубы — до 16 м.

Техническая характеристика МИНИ НПЗ с комплектацией установкой МБУ-5

Таблица 1-Техническая характеристика МБУ-5

Наименование характеристикиПоказатель

средняя производительность по сырью

3-5 т/час

потребление пара всего НПЗ на базе МБУ-5

700-1000 кг/час

температура насыщенного пара

150-165 оС

температура перегретого пара

340-360 оС

максимальная температура нагрева сырья

400 оС

общая установленная мощность эл/дв

140-160 кВт*

расход мазута на огневой нагрев

80-120 кг/час

количество оборотной охлаждающей воды

50 м3/час

Расход на переработку 1 тн сырья

  • электроэнергии

35-40 кВт

  • насыщенный пар

150-300 кг

  • мазут

25-40 кг

давление в аппаратах

не более 0,07 МПа

время выхода установки на режим

24-48 часов

Материальный баланс установки

Материальный баланс рассчитан на производство дорожного битума из малопарофинистого высокосмолистого мазута.

На установке предусмотрен блок получения гудрона из мазута на вакуумном узле, для дальнейшего окисления в битум. При промежуточном выделении гудрона, получаются масляные фракции (вакуумный газойль), которые могут использоваться как печное топливо. В процессе окисления гудрона в окислительных колоннах, от гудрона с газами окисления отделяется, так называемый, черный соляр, который может использоваться в качестве печного топлива. Количество вакуумного газойля и черного соляра очень сильно зависит от физико-химических характеристик сырья.

Таблица 2: Материальный баланс установки МБУ-5 при получении битума дорожных марок из малопарафинистого высокосмолистого сырья в расчете времени окисления 8 часов

Взято%м3м3/сутким3/год

Сырьё (нефть)

100

4

96

32000

Получено    

Вакуумный газойль

25

1

24

8000

Черный соляр

5

0,2

4,8

1600

Битум

67

2,68

64,32

21440

Потери

3

0,12

2,88

960

Принципиальная схема переработки

Принципиальная схема переработки мазута

Описание принципиальной схемы переработки

Сырьё (мазут) подаётся насосом в блок рекуперации, где нагревается в теплообменных аппаратах за счёт тепла выходящего из вакуумного блока масляной фракции и гудрона. После сырье направляется в печь, где нагревается до высокой температуры и подается в вакуумный блок, в котором из мазута выпариваются масляные фракции. Масляные фракции проходят блок рекуперации, охлаждения и сепарации и поступают в продуктовые емкости. Получившийся в вакуумном блоке гудрон, проходя блок рекуперации, в котором отдает часть своего тепла сырью, поступает на окисление в предокислитель и затем в окислительные колонны К1,К2,К3,К4. Готовый битум из окислительных емкостей поступает в товарно-сырьевой парк или в технологические емкости расположенные рядом с установкой. В процессе окисления вместе с газами окисления из гудрона выделяется черный соляр, который поступает в блок охлаждения и сепарации и далее в продуктовые емкости.

Битум охлаждается в процессе откачки через теплообменный аппарат при помощи теплофикационного масла, которое может использоваться для обогрева трубопроводов подаваемое в рубашки вместо пара, а также для обогрева товарно-сырьевого парка.

Требования к сырью

Производство битума является одним из наиболее сложных процессов с точки зрения технологии. В процессе используется кислород для окисления гудрона и от тонкости регулирования зависит качество получаемого битума.

Для производства наиболее распространенной марки битума – дорожного подходит не каждый мазут или гудрон. Требуется, чтобы в сырье содержалось малое количество парафинов и высокое количество смол, только при этом соотношении возможно достижение необходимых характеристик для сертификации готовой продукции. Это объясняется тем, что парафины не способны окисляться или как то видоизменяться и их присутствие ухудшает соотношение основных параметров битума.

При получении других марок битумов (строительных, кровельных, изоляционных) количество парафинов в сырье не принципиально, и влияет лишь на глубину отбора масляных фракций.

Для определения пригодности сырья при получении битумов дорожных марок можно воспользоваться следующей формулой.

Q= Са + Ссм – 2.5Сп, где Са — содержание асфальтенов, Ссм — содержание смол, Сп — содержание парафинов.

  • Если данное значение Q больше 8, то сырье является наилучшим вариантом для получения битумов дорожных марок.
  • Если данное значение Q находится в пределах от 0 до 8, то сырье подходит для получения битумов некоторых дорожных марок.
  • Если данное значение Q меньше 0, то из сырья невозможно получить битум дорожной марки, но возможно получение битумов строительных, кровельных, изоляционных марок.
Успешно отправлено