Установка МБУ-1 предназначена для получения окисленных битумов различных марок из мазута. В установке МБУ-1, по производству дорожного или строительного битума реализована технология получения продукта из мазута или, гудрона путём окисления кислородом воздуха в аппаратах колонного типа. Установка может использоваться в составе МИНИ НПЗ с привязкой к другим установкам (первичной переработки нефти) или как самостоятельное производство.
Нагрев сырья осуществляется рекуперативным теплообменном в теплообменниках и автоматизированными нагревателем углеводородов АНУ-0.8.
Получение битума из мазута происходит через промежуточную стадию получения гудрона из мазута на вакуумном блоке. В вакуумном блоке из мазута выделяется вакуумный газойль и получается гудрон, который направляется на окисление. .
Оборудование (теплообменные аппараты, окислительные емкости, насосы) размещается под и на технологической этажерке, состоящей из 3-х уровней. Технологическая этажерка по правилам и нормам ПБ проектируется как железобетонная конструкция.
Перерабатываемое сырье:
Получаемые продукты :
Установка состоит из 2-х основных блоков: блок рекуперации- окисления и блок нагрева сырья. Разделение блоков обуславливается противопожарными требованиями. Расстояние между блоками должно быть не менее 15м.
Блок рекуперации-окисления, представляющий собой трехэтажную технологическую этажерку на которой расположены теплообменное оборудование, окислительные емкости, вакуумный блок, насосное оборудование.
Габаритные размеры площадки под печью АНУ-1.0.
Наименование характеристики | Показатель |
---|---|
средняя производительность по сырью |
1 — 1.7 м3/час |
потребление пара всего НПЗ на базе МБУ-1 |
400-700 кг/час |
температура насыщенного пара |
150-165 оС |
температура перегретого пара |
340-360 оС |
максимальная температура нагрева сырья |
360 оС |
общая установленная мощность эл/дв |
50-80 кВт* |
расход мазута на огневой нагрев |
30-50 кг/час |
количество оборотной охлаждающей воды |
20 — 30 м3/час |
Расход на переработку 1 тн сырья |
|
|
25-35 кВт |
|
200-400 кг |
|
25-40 кг |
давление в аппаратах |
не более 0,07 МПа |
время выхода установки на режим |
24-48 часов |
Материальный баланс рассчитан на производство дорожного битума из малопарофинистого высокосмолистого мазута.
На установке предусмотрен блок получения гудрона из мазута на вакуумном узле, для дальнейшего окисления в битум. При промежуточном выделении гудрона, получаются масляные фракции (вакуумный газойль), которые могут использоваться как печное топливо. В процессе окисления гудрона в окислительных колоннах, от гудрона с газами окисления отделяется, так называемый, черный соляр, который может использоваться в качестве печного топлива. Количество вакуумного газойля и черного соляра очень сильно зависит от физико-химических характеристик сырья.
Взято | % | м3/ч | м3/сутки | м3/год |
---|---|---|---|---|
Сырьё (нефть) |
100 |
1,6 |
38,4 |
12800 |
Получено | ||||
Вакуумный газойль |
25 |
0,4 |
9,6 |
3200 |
Черный соляр |
5 |
0,08 |
1,92 |
640 |
Битум |
67 |
1,072 |
25,728 |
8576 |
Потери |
3 |
0,048 |
1,152 |
384 |
Сырьё (мазут) подаётся насосом в блок рекуперации, где нагревается в теплообменных аппаратах за счёт тепла выходящего из вакуумного блока гудрона.
После сырье направляется в печь, где нагревается до температуры 380 С и подается в вакуумный блок, в котором из мазута под вакуумом выпаривается вакуумный газойль. Вакуумный газойль проходит блок охлаждения и сепарации и поступает в продуктовую емкость. Получившийся в вакуумном блоке гудрон, проходя блок рекуперации, в котором отдает часть своего тепла сырью, поступает на окисление в окислительные колонны. Готовый битум из окислительных емкостей поступает в блок отгрузки готовой продукции или товарно-сырьевой парк . В процессе окисления вместе с газами окисления из гудрона выделяется черный соляр, который поступает в блок охлаждения и сепарации и далее в продуктовые емкости.
Производство битума является одним из наиболее сложных процессов с точки зрения технологии. В процессе используется кислород для окисления гудрона и от тонкости регулирования зависит качество получаемого битума.
Для производства наиболее распространенной марки битума — дорожного подходит не каждый мазут или гудрон. Требуется, чтобы в сырье содержалось малое количество парафинов и высокое количество смол, только при этом соотношении возможно достижение необходимых характеристик для сертификации готовой продукции. Это объясняется тем, что парафины не способны окисляться или как то видоизменяться и их присутствие ухудшает соотношение основных параметров битума.
При получении других марок битумов (строительных, кровельных, изоляционных) количество парафинов в сырье не принципиально, и влияет лишь на глубину отбора масляных фракций.
Для определения пригодности сырья при получении битумов дорожных марок можно воспользоваться следующей формулой.
Q= Са + Ссм — 2.5С, где Са — содержание асфальтенов, Ссм — содержание смол, Сп — содержание парафинов.